Символизм

       Писатели Серебряного века        

Символизм

 

Символизм- как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века, и получил распространение во многих странах Западной Европы. В культурной жизни Российской Империи это явление заняло своё место в конце XIX века. Существуют два мнения относительно источников зарождения символизма в России: ряд исследователей доказывают, что в русской литературе и искусстве символизм был лишь продолжением общеевропейских культурных тенденций, другие же склоняются к мнению о том, что русский символизм имел прочные корни у себя на родине. Необходимо отметить, что существуют веские доказательства в пользу обеих версий. Рубеж XIX—XX веков был для России временем больших перемен в экономической, политической и социальной сферах. Всё это не могло не затронуть и культурную жизнь. Символизм зарождался в атмосфере нарастающей неоднородности общества, и сам был неоднороден. Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», прочитанной им в Санкт-Петербурге в декабре 1892. Но, несмотря на это, декаданс существовал в литературе и до этого, а будущие деятели символизма уже начали выступать со своим творчеством в литературных изданиях того времени. В это время творческая интеллигенция Петербурга и Москвы начала понимать всю бесперспективность народнической поэзии, и символизм с первых же дней позиционировал себя на совершенно других принципах. В 1893 году увидел свет первый сборник стихов Д. С. Мережковского —— «Символы». А вскоре, в журнале «Северный вестник», вокруг которого тогда группировались такие яркие представители нового искусства Северной столицы, как З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, был опубликован первый и один из лучших романов Д. С. Мережковского —— «Юлиан отступник». В это же время в Москве разворачивает свою деятельность В. Я. Брюсов: будучи выходцем из купеческой среды, он быстро улавливает перспективы новой литературы, и организовывает исключительно символистское издательство «Скорпион», которое выпустило несколько книг переводов французских символистов, начало выпуска альманаха «Русские символисты», а позже стало издавать один из известнейших символистских журналов —— «Весы». Вокруг этого издательства начинают группироваться московские символисты К. Д. Бальмонт,Ю. К. Балтрушайтис, В. Ф. Ходасевич, кроме того, здесь печатались М. А. Волошин

 (корреспондент журнала), А. М. Добролюбов, В. В. Гиппиус, И. И. Коневской. Таким образом, складывалось две группы состоявших из т. н. старших символистов: петербургская была представлена Минским, Мережковским, Гиппиус и др., связавшими искусство с богоискательскими идеями. Эти писатели демонстративно отказывались от эволюционных традиций русской литературы и провозглашали её новые принципы; московская, представленная Брюсовым, Бальмонтом и др., и заявившая о себе во второй половине 90-ых годов XIX века. Они рассматривали новое направление, как исключительно литературное явление. Этим поэтам было свойственно импрессионистское восприятие жизни и стремление к чисто художественному исполнению поэзии.

В начале 1900-ых годов на литературной арене начинают появляться так называемые младосимволисты. Молодые поэты такие как А. А. Блок, А. Белый,Вяч. И. Иванов и др. выступали с философским божественным пониманием мира в духе В. С. Соловьева.

 Именно в начале века наблюдается расцвет символизма как течения в литературе и искусстве. Петербургские символисты начинают сотрудничать с художественным журналом «Мир искусства», который под руководством С. П. Дягилева становится не только ярчайшим журналом об искусстве в России, но и мощнейшим средством продвижения русской культуры в Европе посредством организации международных выставок и публикации репродукций произведений русского искусства в европейской прессе. Этот журнал базировался на творчестве основопооложников —— группы молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского. Кроме названных с этим журналом в разное время сотрудничали В. Борисов-Мусатов, М. Врубель и другие. В это же время Вячеслав Иванов устраивает ставший впоследствии известнейшим салон — «среды» в «Башне»[8], своей квартире в круглом выступе дома на Таврической, 25. Уют и гостеприимство, поддерживаемые хозяйкой, Лидией Зиновьевой-Аннибал, преломлялись в некоей академичности, строгости хозяина, Вячеслава Иванова, в результате чего центр символизма как течения снова переместился в столицу, а вскоре, в той или иной связи с этим явлением культурной жизни Санкт-Петербурга начали появляться и новые литературные течения, такие как, например акмеизм, футуризм и др., будущие представители которых прочитали здесь свои первые стихи.

Символизм был всеобъемлющим явлением культуры, и охватывал не только литературу и изобразительное искусство, но и музыку. Основные мотивы этого течения просматриваются в творчестве таких выдающихся композиторов как Александр Скрябин, Игорь Стравинский и др.

Каждый ныне известный представитель символистского течения имел свой путь к нему, и творчество всех символистов не всегда можно объединить какой-то одной характерной чертой. В своём творчестве символисты стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это желание «того, чего нет на свете» у Гиппиус, «звонко-звучная тишина» у Брюсова, «И светлых глаз темна мятежность» у Вяч. Иванова, «бездна разорванной в клочья лазури» у Блока, «сухие пустыни позора» у А. Белого. Символисты определяли понятие «символ» как тот знак который соединяет две реальности, два мира —— земного и небесного, и связь эта устанавливается только чувствами, интуитивно, иррационально. Брюсов называл символизм «поэзией намеков». Белый подходил к этому явлению более широко: он воспринимал символизм как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни), и этому посвятил ряд статей, которые впоследствии были включены в книгу [«Символизм как миропонимание»]. Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души. Роль поэта символиста они возводили к тому, что он творец новой жизни, пророк, он помогает создать нового человека. Миссию поэта символисты считали самой высокой на земле, так как искусство для них было выше всех сфер человеческой жизни.

Речь об упадке символизма как единого течения зашла в 1910 году. Все его представители продолжали плодотворно трудиться, творить, но примерно с этого времени их пути, в том числе и творческие, начали расходиться: они стали больше ориентироваться на собственное творчество. Но это не стало смертью символизма, как предполагали многие. Символизм оказал огромное воздействие на литературу и искусство последующих поколений, и заложил множество творческих традиций которым следуют и по сей день.

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz